Танцующая в темноте (Dancer in the dark)


Танцующая в темноте

Режиссер: Ларс фон Триер (Lars von Trier)
Автор сценария: Ларс фон Триер (Lars von Trier)
Композитор: Бьорк (Bjцrk)
В ролях: Бьорк, Катрин Денев

Вообще-то писать про "Танцующую в темноте" и Триера сложно, поскольку уже и так сказано немало. Ну, попросили - попробую. Я сразу скажу - кино хорошее, так что, если из нижеследующего брюзжания покажется, что - наоборот, это я так неумело рассказываю, либо просто - привычка ехидничать.
Светлый путьКрасивая фраза: "Триер снял "Светлый путь" наоборот". Может быть, даже и почти верная. Помните такой сталинский фильм с Любовью Орловой в главной роли про девушку из провинции, приехавшую в Москву, попавшую поначалу в услужение домработницей к буржуям - НЭПманам (нет, это не фамилия, поручик - молчать!), по совету друзей пришедшую в цех ткачихой, там ессно, окучившую чуть не завод станков, а оттуда прямиком на съезд Партии и на чуде-техники-ЗИЛе в небеса вокруг символа эротического единения социалистических сущностей работы скульптора Мухиной?деревенская девушка Таня (Орлова) Тоже, кстати, хорошее кино для своего времени. Т.е. Орлова настолько талантливая актриса, что и из совковой агитки ее действительно светлый образ, обаяние, вкупе с песнями Дунаевского сумели сделать кино, которое можно и сейчас смотреть с удовольствием.
Так вот, я думаю, Триер снял замечательное соцреалистическое кино про героиню Орловой, деревенскую девушку Таню, которая приехала не в сталинскую Москву мечты, а в американскую глубинку, причем американскую глубинку по газете "Правда". чешская эмигрантка Сельма (Бьорк)И спасает кино теперь уже Бьорк, сыгравшая бедную Машу - эмигрантку Сельму из Чехословакии. То есть, это соцреализм но соцреализм высшей марки, снятый как артхаузное кино - место эйзенштейновской коляски заменяет дрожащее, не сфокусированное изображение, когда мы видим мир глазами героини. Прием гениальный, но граничащий с запрещенным, зрителей в кино от такого тошнит в прямом смысле, некоторые не выдерживают, уходят. Подобное я видел только у Климова Элем Климовв "Иди и смотри" - там события мы видим глазами мальчика полудебила, у которого в голове что-то постоянно звенит на монотонной высокой ноте. И этот самый настоящий жесткий Ларс фон Триерреализм, Триер смешивает с мюзиклом с танцами в рабочем цеху и пр. (а зачем ему тогда еще Бьорк, если она петь не будет?). Фишка в том, что самое страшное: наложение музыкальной мечты слепнущей героини (которая в то же время - усмешка Триера над мелодраматическим сюжетом) и реальности, меркнущей по ходу прогрессирования слепоты.Катрин Денев Триер понимает, что это страшно, он намеренно делает больно зрителю, чтобы тот запомнил, чтобы в общем-то вполне банальный сюжет пробирал до печенок. Тут идут в дело операторская работа, и совершенно естественная игра Бьорк, и блистательная Катрин Денев, и Дэвид Морз, сыгравшие именно тех, кого они должны были сыграть, и замечательная музыка, о которой надо писать отдельно, но я правильно не умею.
Дэвид МорзТриер сделал искусство. Он доказал, что идею, в которую сам и близко не верит (это видно хотя бы по его ёрничеству над Идиотырадикальной риторикой в "Идиотах"), затертый до дыр мелодраматический сюжет, опостылевший мюзикл можно слепить в Кино. И за это, наверное, по праву получил "Золотую пальмовую ветвь" в каннах. А Бьорк - ей досталась "Золотая ветвь" за искренность таланта.
Вот и думай теперь, где в "Танцующей", что: где игра со зрителем, а где обнаженная душа, и что важнее для кино. А, может, и не стоит думать - смотреть надо? ;)

ЗЫ: Спасибо Тушкан за помощь в работе над статьей.

© SK



< В Кина. > < В Пуговички. >
< Ваш личный донос о вышеизложенном в ФБР >
< Хрюкнуть в КГБ >

TopList
last modified 15.02.01