"Способный ученик", четыре фильма Франсуа Озона


Франсуа Озон

Озон, он типа, "культовая фигура современного кинематографа", что вполне соответствует истине, да, пожалуй и вполне заслужено. Сейчас ему чуть больше тридцати, снимать кино он начал с детства, когда отец подарил первую камеру, а уж смотреть кино… Такое впечатление, что Озон смотрел все, вернее все фестивальное кино, а теперь он это фестивальное кино переделывает на свой манер. Бунюэль, Трюффо, Фасбиндер, Пазолини, Хичкок, Кислевский и все-все-все то несколькими кадрами, то интонацией безошибочно угадываются в его фильмах. Только фильмы от этого хуже не становятся. Порой получаются шедевры. Джабба уже писал о нем у нас, теперь я немножко дополню, по порядку хронологии:

Крысятник

Крысятник (Sitcom)

В ролях: Эвлин Дандри, Франсуа Мартуре, Марина Де Ван, Адриан Де Ван, Стефан Ридо

Крысятник - кайф. Черная комедия, которая простебалась над всеми общ. ценностями по очереди, как то: семьей, любовью, сексуальными меньшинствами и большинствами...

Вот такой диалог:
- Дорогой, а ты знаешь, что у меня с нашим сыном?
("Дорогой", не отрываясь от газеты:)
- Конечно. Инцест, по моему мнению, не в состоянии решить проблем западной цивилизации.


Запоминается надолго, а подобных философизмов и ситуаций в фильме пруд пруди. Особенно хороша старшая садомазохистически настроенная сестра, то и дело устраивающая публичный суицид.

Но крыса - символ мирового зла, которая превращается в Гигантскую Крысу, соответственно Гигантское Зло - это апофеоз. И финал, когда маненькая крысочка выбегает, пока никто не видит, из под могильной плиты - отличный ход, повторенный в сериальном кино миллионы раз... В общем, я много и долго и нехорошо смеялся. Бунюэль, только жестче.

Криминальные любовники

Криминальные любовники (Les Amants Criminals/Criminal Lovers)

В ролях: Наташа Ренье, Джереми Ренье

Тут, на мой взгляд, слабое кино - слишком много как бы сурьезного рассказа про давно отснятую историю, приколы, типа идиллической сцены траха (фрейд, кстати, отдыхает) с бегающими вокруг ежиками и белочками - смотрятся, как глоток того самого свежего воздуха в общем-то банальной атмосфэре очередной версии "Прирожденных убийц" или же "На последнем дыхании".

Капли дождя на раскаленных скалах

Капли дождя на раскаленных скалах (Gouttes D'Eau Sur Pierres Brulantes/Water Drops On Burning Rocks)

В ролях: Бернар Жиродо, Малик Зиди, Анна Томсон, Людвин Санье

Капли лучче - там больше цинизма, черного юмора, но до Альмодовара недотягивает, так и остается скушный социальный критик Фасбиндер с примесью качественной дури... но дурь не в той пропорции, чтобы скрасить АНАЛИЗ ЗАГНИВАНИЯ и пр. Фасбиндеровскую мараль.

Под песком

Под песком (Sous Le Sable)

В ролях: Шарлотта Ремплинг, Бруно Кремер

Под песком - замечательный фильм, один из лучших фильмов последнего времени. Никакого стеба, психологическая драма женщины, не желающей терять свою прошлую жизнь в лице утопшего мужа. Ей кажется, что он приходит, когда ее нет дома, любит ее, когда она спит. Она отказывается опознать тело.

Филигранно сыграно, от такого кино пробирает дрожь погружения в чужое безумие, которое, может быть, и не безумие, а правильная человеческая реакция на утрату части себя. В конце-концов, важен не "реальный мир", важно, как ты себе его представляешь. Кислевский в "Трех цветах: Синий", показал, как жить, когда все рухнуло. Озон берет краски, видеоряд, музыкальный ряд Кислевского, но не решение. Оба фильма - фильмы боли, которую надо пережить, потому, что это правильная боль, которая очищает восприятие от шелухи. И еще, оба фильма - искусство того редкого сейчас свойства, когда искусство идет от жизни а не от самоего себя.



< В Кина. > < В Пуговички. >
< Ваш личный донос о вышеизложенном в ФБР >
< Хрюкнуть в КГБ >

TopList
last modified 17.02.01