FАS - Fucking Assholes Speculations

(Наиболее часто встречающиеся ошибки среди потребителей фантастики)
(выпуск 1)

1. Фантастика - отдельная от остальной литературы сущность.
Нифига подобного. Фантастика - часть литературы, хорошая фантастика - то же самое, что хорошая литература, никаких особенных задач, кроме тех, которые ставит перед собою литература (как то: развлечение читателя во-первую очередь, воспитание читателя, научение читателя), фантастика не имеет. Просто эти самые задачи облечены в несколько другую оболочку, чем детектив или Любовный роман, например.
Неверной посылки следуют ошибочные высказывания вроде:
2. Фантастику нужно судить другими меркам, нежели остальную литературу.
Это рассуждение - роспись в собственной неполноценности. Типа, мы можем писать коряво, бредово, но литературным критикам ругать нас за это - ни-ни, у нас есть свой специальный набор критиков, "близких к нашему кругу", которые только тем и занимаются, что научают нас, как правильно писать фантастику. Неправильно - грамотный критик в фантастике знает не только ее, но также имеет представление о мировой литературе, кинематографе искусстве. Кстати, обратное тоже верно: пишешь о фантастике - изволь ее знать.
3. Литературные премии выдают за эстетский выпендрёж, поэтому мы их не получаем.
Премии вообще вещь субъективная, даже премии в фантастике выдаются обычно "не тем", "не за то" по мнению большинства. Общелитературные награды получало множество писателей-фантастов, чей вклад в литературу признан обществом, просто для того, чтобы их получить нужно быть прежде всего писателем, а потом уже писателем-фантастом.
4. Русскоязычная фантастика - это вообще отдельный жанр.
Во-первых, как следует из ответов на п.1 - фантастика - не жанр, а литературный прием. Во вторых, это высказывание опять таки продолжает п.1 в форме клинической. Литература, при всем ее различии по национальной принадлежности, являет собою процесс интегрирующий, она всегда была таковой а сейчас, когда информационный обмен стал практически мгновенным, еще более. Более того, современная научная фантастика, изначально пришла в Россию из-за рубежа, так что лучшие отечественные образцы жанра можно и нужно сравнивать с подобными же зарубежными, кстати, это нисколько русскоязычную фантастику не умаляет.
5. Российская фантастика в большинстве своем гораздо более глубока, нежели иностранная.
Сравнивают не оптом, а по-авторам. У них нет Лазарчука, Фрая, Хаецкой, Дяченок… И наоборот, у нас нет Вулфа, Стифенсона, Гибсона, МакОули…
6. Российская фэнтези - отдельный, новый жанр.
"Российская фэнтези" - берет начало из фэнтези зарубежной, та, в свою очередь из мифов и сказок. Просто мифы, используемые в российской фэнтези часто другие, нежели те, которые используются в зарубежной, и наоборот, как обычно.
7. Одним из достоинств фантастической, а тем более фэнтези-книги является оригинальный, продуманный мир, описанный в ней.
Опять же - к п.1. Мир - лишь довесок к литературе. Если в книге действуют неживые герои, говорящие кондовым языком и тыды-тыпы, от того, как подробно расписано, откуда берется магическая сила или спайс, она не превратится в литературу, а так и останется описанием прохождения очередного квеста.
8. Современная отечественная фантастика и фантастика советского периода - разные жанры.
Опять же к п.1. Литературе свойственно изменяться. Мы не можем себе представить Пелевина или Крусанова, издающихся в "Молодой гвардии", например. Но "Лолиту" или там "Тропик рака" - тоже долгое время не печатали в стране проживания авторов. Литература растет, разнообразится, в то же время, классика литературы: Пушкин, Гете, Гомер, Данте, Уэллс - остается примером для подражания. Литературу можно сравнить с самоусложняющейся системой, с естественными науками в этом отношении.
9. Писать можно научить.
Нельзя. Можно совершенствовать свой талант, но универсальных приемов поиметь его - нету. Можно научиться писать грамотно, можно научиться писать небанально. Единственное, что нужно для этого - читать книжки.
10. Тираж - единственный объективный критерий качества книги.
Тираж - единственный объективный критерий коммерческого успеха книги. Его величина никоим образом не коррелирует с качеством книги. Единственным объективным критерием качества книги является ваше субъективное мнение и мнение людей, которым вы доверяете.
11. Критика и литературоведение - паразитическое образование над литературой.
Критика и литературоведение заинтересуют всякого человека по настоящему любящего литературу. В какой-то момент круг общения друзей становится мал, хочется прочитать что-то умное про книжки и из других источников. Для этого существуют критика и литературоведение.
12. Что бы еще прочитать? Я не знаю, где достать интересную книжку. Вопрос в корне неправильный. Правильный вопрос звучит так: "Я не знаю, где взять время, чтобы прочитать все стОящие книжки - их так много, а я один". Просто надо расширять кругозор.
13. Мату не место в литературе.
В литературе нет места одному: бесталанности, а какими средствами талант выражает себя - это его дело. Впрочем, читать или не читать книгу - тоже дело исключительно читателя.
14. Автор должен писать так, чтобы читателю было интересно.
Автор никому ничего не должен. Равно как и читатель волен выбирать книгу по своим собственным интересам, которые у всех разные.

Вышеприведённые рассуждения, выделенные болдом, являются заведомо ложными, наоборот, остальной текст является истиной в последней инстанции.

© SK



< Во Всякую Фигню. > < В Пуговички. >
< Ваш личный донос о вышеизложенном в ФБР >
< Хрюкнуть в КГБ >

TopList
last modified 16.02.01