"Если темная сила нагрянет"

о романе Александра Зорича "Завтра война"


Александр Зорич 'Завтра война'
Отрадно или нет, но патриотический трэш-роман, реконструкция соцреалистического повествования с щепоточкой чужого (будь то вампирского ужасовика, как в "Красном бубне", китаизированного триллера, как в "Ордуси", кислотного трипа, как "Мифогенной любви каст", джеймсбондовского приключения, как в "Матадоре на Луне") - заметная тенденция современной российской литературы, фантастика - не исключение. Патриотизм стал модной темой, а рефрен "Горжусь Россией!" из новой книги Зорича мог стать девизом не одного десятка романов. Кстати, Россия у автора, понятие довольно таки общирное - среди линкоров ее военнокосмических сил присутствуют, к примеру, "Белоруссия", "Прибалтика", "Кавказ"…. Справедливости ради стоит отметить, что и немецкий корабль "Кениксберг" идет среди союзников.

Православно-советско-перестроечная мешанина из обращений офицеров флота "товарищ", линкора "Три святителя" и воспоминаний об ордене "Победа", учрежденном при диктатуре Сталина дают представление о художественном методе - первобытном постмоденизме - интертекстуальности на уровне анекдотов о поручике Ржевском. Такие словесные изыски, как "Обойчики веселой расцветки", "безоторадое зрелище", "глядел нелюдимом" - дают представление о достоинствах авторского стиля. Собственно, о литературе больше не будем, ибо:
"Где проходит граница, за которой идеологизированность критика выглядит комично? Да, такой анализ неплохо срабатывает на авторах уровня Александра Проханова или Олега Дивова, то есть там, где никакой художественной ткани, по сути, нет вовсе." (Михаил Эдельштейн)

Давайте о сюжете…
В наличии две линии, два лирических героя.
В первой оным вступает курсант российской Военно-Космической Академии - неиспорченный русский ("и это многое объясняет") мальчик с Идеалами и сексуальной неудовлетворенностью. Учеба учебой, но без войнушки не было бы истории - к примеру борьбой с инопланетными агрессорами Джипсами - аналогом жуков из "Звездной пехоты"…
Во второй - инженер-швед, работающий на транснациональных капиталистов. Тут уже все сделано по образу и подобию романов Пола и Корнблата (таких как "Торговцы космосом") и бессмертных произведений прочих критиков социального устройства, весьма модных в Америке 50-х годов прошлого века…
В общем, первая половина романа - старая добрая космоопера, которую пишут до сих пор для Настоящих Закоренелых Фэнов и тинейджеров. Секс, естественно, отсутствует - какой там секс в фантастике золотого века? Верно, такой же, как и в декорациях советского военно-патриотического романа. Гигантский нерастраченный потенциал, выплескивающийся в условное название "чистая любовь офицеров", имеющее с любовью как таковой общим лишь название. Помните "В шесть часов вечера после войны" - очень мило, но никак не трогает. Ненастоящее.

Одолев примерно половину, страниц через 200 тинейджеровского боевичка, читатель вдруг обнаруживает социальную проблематику, не в той части, где о корпорациях, напротив: лучший друг России и Объединенных наций - Конкордия - оказывается и не "другом навек", а вовсе подозрительным субъектом, тоталитаргным государством навроде Северной Кореи или Ирана. Про злобных инопланетных захватчиков - Джипсов - счастливо забывают (туда им и дорога), с "братьями по великорасе" сражаться гораздо забавнее. Нет, в самом деле, прозрение невинного кадета в отношении общественного устройства довольно таки интересно не только в идеологическом, но и в психологическом плане. Хотя доминантой все же выступает социальная подоплека конфликта. Повторяется ситуация, предваряющая вторую мировую войну - обе стороны готовились к нападению, но успела, как водится, одна… Автор подмигивает читателю, вот, мол, какие мы тобою умные, не верили в белопушистость Великой Росссии и ООН, не то, что этот зеленый четверокурсник с Академии.

Книжка неизбежно заканчивается, не успев как следует раскрутить тему. Буквально на последних страницах нам читают лекцию про то, что война рзавязана не за или против топливной базы, конфликт глубже - в ретроградной эволюции, возвращению к общинным ценностям, Вере Конкордии. Ценностям, которые рушат весь уклад жизни противной стороны, ценностям, которые необходимо уничтожить, или сдаться.

В итоге получилась очень своевременная, неглупая, даже интересная книжка.
Впрочем, у автора осталось великое нагромаждение неразвязанных (или просто потерянных) сюжетных узлов,.продолжение наверняка следут, посмотрим, выдержит ли Зорич темп?

© SK, 2003



< В Буковы. > < В Пуговички. >
< Рецензии в Библиотеке Свенельда >
< Ваш личный донос о вышеизложенном в ФБР >
< Хрюкнуть в КГБ >

TopList
last modified 16.07.03