Рок-н-ролл мертв
(Энн Райс "Царица проклятых"/"Queen of the Damned")


Энн Райс 'Царица проклятых'
Вот и дошли руки российских издателей до "вампирских" романов Энн Райс. Вернее, дошли руки до публикации цикла не отрывочными романами - "Интервью с вампиром" издавалось АСТ на волне популярности одноименного фильма, а "История похитителя душ" каким-то безвестно сгинувшим в пучине постперестроечного книжного бума кооперативом, но то не в счет. Восприятие постмодернистского текста возможно как на уровне исключительно сюжета, так и на уровне отсылок к литературным первоисточникам. Романы Райс точно так же могут быть прочитаны в отрыве друг от друга, их взаимозависимость, перемигивание из одного в другой - бонус-трек, дополнительное удовольствие.
"Царица проклятых" начинается там, где заканчивался роман "Вампир Лестат", вернее чуть раньше - перед концертом героя предыдущей книги. Оказывается, "все не так, как на самом деле", подоплека действа гораздо более глобальна как для вампирского этнического меньшинства, так и для судеб человечества в целом. Царица проклятых, перворожденная, просыпается от многовекового сна, чтобы сперва воссоединиться со своим возлюбленным Лестатом, спасти его от собратьев-вампиров, замышляющих страшную месть за публикацию откровений в виде предыдущих томов цикла, а затем осчастливить всех и вся, изничтожить ненависть, войны, насилие и прочую гадость исключительно радикально-феминистическим методом - путем децимации мужеской популяции процентов эдак на 90. Страшно не Зло, страшно Добро, не побоявшееся пойти по дороге Зла для достижения идеала.
Книжка получилась на удивление серьезной для вампирского романа. Впрочем, чистой развлекухи от автора "Интервью с вампиром" ждать и не приходится - первые два тома цикла были насыщены как эмоциями так и историей-исследованием феномена вампиризма. Здесь истории тоже хватает, но на первый план выходят Большие Вопросы, поставленные настолько жестко и проработанные настолько глубоко, что невольно приходит на ум сравнить вампирский цикл Райс с "Войной и миром" Толстого. Сходство не только в проблематике, но и в разнообразии совершенно живых (если так можно выразиться о вампирах) характеров, множестве сюжетных линий и, конечно, объеме. Хотя, последнее - скорее недостаток, трудно не допустить замедления действия на протяжении шестисот с лишком страниц. Хотя, читатель любит толстые книги, насыщенные героями, идеями и, естественно, крепко скрепленные интригой,.тем более, книги, не пустые, в коих этого самого читателя за дурака не держат. Отсюда популярность автора - не только первые строчки в списках бестселлеров но и уважение среди "интеллктуальной" критики.
Единственно, что хотелось бы добавить: Райс отличается от серьезных авторов века прошлого эротичностью повествования. Подобного накала страстей не часто встретишь и в литературе о любви. Формула "Секс - Наркотики - Рок-н-ролл" трансформируется в "Секс - Кровь - Рок-н-ролл".
Рок-н-ролл в исполнении вампира мертв по определению.
Но, сколько в нем драйва!

© SK, 2002



< В Буковы. > < В Пуговички. >
< Рецензии в Библиотеке Свенельда >
< Ваш личный донос о вышеизложенном в ФБР >
< Хрюкнуть в КГБ >

TopList
last modified 19.08.02