Пол МакОули: фантастика о фантастике
(Пол МакОули "Дитя реки", "Корабль древних", "Храм звезд")


Пол МакОули Пол МакОули 'Дитя реки' "Сентенцию насчет того, что золотой век фантастики - 12 лет: именно в этом возрасте мы начинаем ее читать и восхищаться чудесному, я впервые услышал в 1964-м году… Сейчас все по-другому, фантастика пустила настолько глубокие корни в культуру, что ее базовые символы - ракеты и роботы, пришельцы и динозавры - стандартные составляющие воображаемого мира любого дошкольника. Если же говорить о сегодняшних детях 12-ти лет, ничем фантастическим их не удивишь."
Томас Диш, из книги "Мечты, из которых соткана наша реальность"


Пол МакОули 'Корабль древних' "В современной фантастике трудно обойтись без цитирования - жанр представляет из себя одеяло из заплаток - те же самые приемы и фенечки используются снова и снова. Например, как написать о вторжении инопланетян, не поминая предыдущие версии? В конце-концов, ваши герои все уже знают про эти дела из кино и телевидения, даже если книжек не читают. Тем не менее, элемент пародии в моих произведениях скорее из реальных событий, не из книг. Больше всего я люблю цитировать именно реальный мир."
Пол МакОули в интервью SFSite


Пол МакОули 'Child of the River' Родился в 1955-м, в Англии, защитил диплом по специальности "биология", первый рассказ опубликовал в 1984-м, первую книгу в 1988-м. С тех пор уже шесть лет как профессиональный писатель, лауреат множества премий, на русском языке его книги впервые появились в 2001-м.
Лучше поздно, чем никогда.
Вообще-то, для начала могли выбрать чего попроще - альтернативную историю Италии ("Ангела Паскуале") или там киборгов ("Страну фей"), но выбрали "Слияние".
Пол МакОули 'Ancients of Days' Непонятки для читателей начинаются с формы. Вроде три книги, но не трилогия, а цельный, неделимый роман в трех частях. АСТ выпускает две, про третью пока не слышно.
Далее, для начала, вроде все прозрачно - история взросления непонятно откуда взявшегося сироты неизвестной расы, приключения, путешествия, пираты, первая любовь, божественное предназначение…
В первой части МакОули отдает дань Джину Вулфу: сюжет, детали - все напоминает о книгах "Нового" и "Длинного Солнца". Некоторые критики упрекали писателя в подражании хотя бы и лучшим образцам, но, с выходом следующего тома, оказалось, что все не так просто…
Пол МакОули 'Shrine of Stars' Собственно, река, текущая поперек всего мира с самого начала отсылала к Фармеру, дальше-больше: в процессе скитаний по подземельям гигантского метрополиса (Пик?) герой находит древний фолиант - "Книгу крови" (Баркер), чувствует, "что-то сташное грядет" (Брэдбери), вживляет в мозг младенца обучающую машину (Гибсон), размышляет о "возвышении" рас (Брин) а в последней главе традиционно добирается до "Темной башни" (Кинг). Интертекстуальность, причем жанровая интертекстуальность заявлена напрямую без обиняков. И тут читатели догадались, что их до сих пор водили за нос, вместо толстенного квеста подсунули критическое исследование фантастики, впрочем, вполне живо написанное.
Третья книга, собственно уже не подмигивала названиями и знакомыми реалиями. Третья книга играласть не с авторами, она полностью переключилась на игру тем жанра. Какая эпопея без галактической истории человечества? Куда деваться от скитаний по пустынным землям? А революция против прогнившего мироустройства - нельзя без нее. Опять же острова в небе. Ну, и в конце-концов, разьве есть лучший способ завершить книгу, развязать многочисленные узелки, кроме как путем парадокса со временем?
В легковесном жанре, в легковесной серии вышла очень непростая книшка про этот самый легковесный жанр. МакОули подвел своего рода черту - далее повторяться неинтересно. Это с одной стороны грустно, с другой - подобная рефлексия свидетельствует о том, что жанр повзрослел. Фантастика перестала быть для детей. Вернее, сделала очередную попытку перестать. Удастся ли?

© SK, 2002



< В Буковы. > < В Пуговички. >
< Рецензии в Библиотеке Свенельда >
< Ваш личный донос о вышеизложенном в ФБР >
< Хрюкнуть в КГБ >

TopList
last modified 01.04.02