Джеймс Блиш в поисках Христа
(Джеймс Блиш "Дело совести")


Дж.Блиш 'Дело совести' Джеймс Блиш в поисках Христа.

"И когда по ошибке зашел в этот дом
Александр Сергеич с разорванным ртом
то распяли его перепутав с Христом и
узнав об ошибке днем позже."
Борис Гребенщиков



Издательство АСТ известно многообразием книг и широким охватом аудитории, но есть серия, таргет-группу которой не вычислил еще никто. Серия эта называется "Классика мировой фантастики". Не то, чтобы все книги в ней вышедшие представляли из себя некую энигму для человека, знакомого с произведениями авторов.
Но!
На кого рассчитаны среднестатистические по жанру тиражи книг Кэмпбелла (к то му же, что чуть не треть тома составляют рассказы иных авторов), "дока" Смита и пр. писателей, предшественников Золотого Века НФ, вообразить трудно. Ну, в самом деле, где взять в русскоязычном пространстве такое количество людей нешуточно занимающихся историе фантастики (для других тексты будут совершенно неинтересны)?
Похоже, люди ответственные за выпуск серии наконец осознали эту нехитрую истину и взамен замшелой, совершенно нечитабельной "классики" стали печатать произведения гораздо более любопытные - хотя бы Дилэни или Кристофера…
"В свете последних дней" выпуск сборника Джеймса Блиша не удивляет, но радует. Тем более, что название книги "Дело совести" не оставит равнодушным любого, кто более-менее знаком с англоязычной фантастикой конца 50-х, начала 60-х годов прошлого века. Ведь именно за роман "Дело совести" Блиш получил пемию Хьюго, именно его называют одной из главных книг того времени, а вот достать копию - хоть на языке оригинала - проблема. Да и у нас это первое издание.
Пару слов об авторе. Родился он в 1921-м, в 40-м опубликовал первый фантастический рассказ, водил дружбу с Дэймоном Найтом и Сирилом Корнблатом, известный цикл романов "Города в полете" писал в 50-х, а в 1958-м опубликовал в роман "Дело совести", первая часть которого появилась в журнале "If", в 1953-м. Далее последовало еще несколько романов на темы так или иначе затрагивающие вопросы теологии, новеллизации сериала "Звездный путь", три книги критики. Умер Блиш в 1975-м, оставив после себя литературное наследие, которое по мнению Олдисса должно было волновать учмуы еще многих поколений читателей фантатики.
Однако, Олдисс полагает, а Бог располагает всяко по-своему.
На сегодня творчество Блиша известно скорее историкам жанра, чем массовому читателю. Причина, в одном - книги автора всегда были чтением скорее интеллектуальным, нежели художественным. Блиш - блестящий мысслитель, парадоксалист, оригинал проигрывает Блишу-писателю. И еще, автор очень много внимания посвятил размышлениям о судьбах цивилизации, в чем-то переосмысливая, в чем-то повторяя своего любимого Шпенглера. "Закат Европы" не состоялся, или, по крайней мере, отложен, а мысли по-поводу читаются скорее не предостережением, а альтернативной историей. Увы, подобная судьба неизбежна для всех политически-актуальных на момент написания произведений - от "Войны в воздухе" Уэллса до сериала ван Зайчика.
И все же, все же … "Дело совести" читать стоит. Основная драма романа лежит в столкновении между Добром и Злом (именно с прописных букв), столкновении Бога и Дьявола, конфликте между Верой и Познанием. Это, знаете ли, не устаревает. Т.е. это априорно неинтересно, если изложено на уровне церковно-приходской школы, но Блиш читателей за дураков не держит и, хотя разъясняет буквально каждый тезис по два раза, подобные разъяснения не раздражают. Козни Диавола - дело тонкое, а их интерпретация католиками, технократами, гуманистами дают повод поразмять собственные серые клеточки. Ведь на уловку Блиша попался и корифей всех наук, в том числе теологии, пан Станислав Лем, разнесший, как ему казалость, всю интеллектуальную начинку романа в пух и прах. Не тут-то было, хитрый Блиш вовсе не придерживается догматического ответа на поставленные вопросы. В одном прав Лем, Блиш в "Деле совести" сам предстает главным Искусителем. Впрочем, такова судьба любого творца.
Что же в "сухом остатке", по-простому? Стоит ли читать? Да, если вам интересен теологический дискурс, да, если вы хотите знать, откуда растут ноги у "Чужака в чужой земле", да, если вы интересуетесь историей фантастики. Наконец, да, если вы не боитесь продираться сквозь не всегла литературно ровный текст, чтобы к концу книги испытать что-то подобное катарсису, как бы пафосно это ни звучало.



© SK, 2002



< В Буковы. > < В Пуговички. >
< Рецензии в Библиотеке Свенельда >
< Ваш личный донос о вышеизложенном в ФБР >
< Хрюкнуть в КГБ >

TopList
last modified 21.10.02