В поисках утраченного отрочества
(Йен М. Бэнкс "Эксцессия"/"Excession")


Йэн Бэнкс "Он, то плакал, то смеялся,
То щетинился, как ёж.
Он над нами издевался.
Ну, сумашедший, что возьмёшь?"
В.Высоцкий


Писать о Бэнксе и не хвалить его, как бы не модно. Действительно, русскоязычному читателю открыли великолепного, тонкого, умного, ироничного автора "Осиной фабрики", "Шаги по стеклу", "Моста", создателя популярного научно-фантастического цикла "Культура".
Только вот автор этот двоится, даже подписывает свои книжки по-разному - одни, относящиеся к "твердой" фантастике, как Йен М. Бэнкс, другие, близкие скорее к "фантастическому реализму" - без инициала в середине.
'Эксцессия' В 1984-м году вышел первый его роман, "Осиная фабрика", тут же привлекший внимание читателей, критики и ставший бестселлером. Слава имела несколько скандальный оттенок - не всем пришлась по вкусу история ребенка, отлученного от общества, воспитывавшегося единственно отцом, полная фобий, жестоких игр, черного юмора, убийств… Но, в то же время, до одури трогательная история. Это был третий роман автора, предложенный издателям.
В 1986-м была издана первая НФ книга автора - "Вспомни о Флебе". Таким образом, 1986-й можно считать годом рождения "Культуры" - сверхцивилизации, достигшей с помощью высоких технологий изобилия, цивилизации гедонистической в устремлениях ее граждан, цивилизации толерантной и, в то же время, то и дело берущей на себя роль Старшего Брата по отношению к другим культурам.
'Выбор оружия' Собственно, описывать безконфликтное общество изобилия - задача неблагодарная, поэтому Культура то и дело сталкивается в военных, дипломатических и прогрессорских конфликтах с обществами непохожими и, в культурной логической системе, недоразвитыми. Используя, причем часто цинично используя, все доступные средства, она одерживает победу за победой, чего и требуется от цикла галактического масштаба. При этом, Бэнкс вовсе не идеализирует свое детище - Культура не лишена недостатков, действуя по принципу "цель оправдывает средства". Не лишены недостатков и герои книг, коих великое множество и разнообразие - от людей до разумных космических кораблей.
'Осиная фабрика' И все бы хорошо, если бы Бэнкс играл честно. Так нет же. Автор прекрасно понимает, для кого он пишет свой цикл - для детей среднего школьного возраста и не вышедших из этого возраста взрослых. Получается. Именно такова основная часть аудитории научной фантастики. Именно ей посвящаются космические битвы, невообразимые артефакты, свободная любовь (ооо, это обязательный компонент романа для прыщавого юношества), подробные описания космических эскадр, званий, регалий, хитпоинтов, галактических империй ("У нас будет Великая эпоха!" - лозунг НФ - фэнов всех стран и народов). Читатель любит играться в солдатиков, а солдатики - любимая игрушка Бэнкса, по крайней мере в детстве. Какие упоительные схемы космических баталий разыгрывает юный герой "Осиной фабрики" у себя на острове, в песчаных дюнах! Точно такие же, как и суперсолдат из "Выбора оружия". До мелочей. До подробностей: как затопить армию врага, взорвав плотину. Бэнкс сам получает удовольствие от игры, но он уже вырос и понимает, где солдатики, а, где люди. Именно поэтому романы автора без срединного инициала цепляют, лезут в душу и ранят, а романы автора с инициалом лишь изредка заставляют вспомнить о том, что герои романа вроде бы живые люди, о том, что у них есть чувства, о том, что им может быть больно. Бэнкс-взрослый прорывается в контекст игры, одною главой о любви, жестокости привносит в нее настоящее и уходит, оставляя доигрывать Бэнкса-ребенка.
Листая 500-т страничный толмуд Эксцессии, ловишь себя на том, что то и дело проглялываешь по диагонали страницы космических баталий и поисков Артефакта, останавливаясь внезапно на безжалостном описании геноцида или глупой ошибки любви. Читать 500 страниц стоит именно ради этих 50-ти настоящих, переворачивая "тонны словесной руды" ради добычи нескольких граммов радия. Хотя… может быть лучше просто взять в руки книжку Йена Бэнкса (без сакраментальной "М" посередке) - там вам не будут "тетёкать" - там к вам отнесутся, как к равному.

© SK, 2002



< В Буковы. > < В Пуговички. >
< Рецензии в Библиотеке Свенельда >
< Ваш личный донос о вышеизложенном в ФБР >
< Хрюкнуть в КГБ >

TopList
last modified 26.07.02